Главная / Рекомендации специалистов / рекомендации педагога - психолога

советы педагога - психолога

Как мы обижаем своих детей?

     Один психолог сказал: «При каждой возможности – берите своего ребёнка за руку! Пройдёт совсем немного времени, и он вовсе перестанет протягивать вам свою ладошку!».
      Всё, что мы делаем в жизни наших детей, возвращается сторицей. Если ребёнок растёт в доверии – он тоже учится доверять другим, если малыша любят и поддерживают, он сам становится внимательным и заботливым. Но есть страшные ошибки, которые взрослые совершают под воздействием гнева или равнодушия, не подумав, чем это может обернуться в маленькой детской душе…

Мы очень сильно обижаем наших детей, когда:

 Не понимаем

Лет в 13 я влюбилась. Женька был отличником – самодовольным и ехидным. Но мне казалось, что он – идеал. Однако идеал вовсе не обращал на меня никакого внимания, и я плакала. А мама, пытаясь меня утешить, несла полную чушь: «Да ты что! Это так несерьёзно. Через годик всё пройдёт!» А мне вовсе не хотелось, чтобы моё состояние влюблённости проходило. Потом я увидела эту же картинку в фильме «Вам и не снилось»:
– Мама, я люблю Катю!
– Ой, не смеши. Таких Кать у тебя будет миллион!..
– И почему вы, родители, всё заранее за нас знаете?

Не поддерживаем

 Маленький Карузо прибежал из школы в слезах: «Мама! Учитель пения сказал, что у меня голос – как будто ветер в трубе завывает!». «Ну, что ты, сынок! Не слушай никого. Ты поёшь как самый прекрасный соловей в мире. Я это точно знаю!» Страшно подумать, что мир мог бы никогда не услышать великого тенора, если бы не эта мудрая женщина. Постоянно говорите своим детям: «Ты можешь! Ты с этим справишься!» – это очень окрыляет.

Сравниваем с другими детьми

 «Посмотри, какая Анечка – чистенькая и аккуратная. Не то, что ты – поросёнок!» Кажется, знакомо? Одного не могу понять: чего хотят добиться мамаши, произнося эти слова? Кроме ненависти к Анечке, здесь трудно вызвать иные эмоции…

Насмехаемся

  Мы с маленькой сестрёнкой зашли с магазин. Сестре было 3 года, её лицо было раскрашено пятнами зелёнки: подхватила ветрянку. Продавщицы, которым было нечем себя занять, развернулись в нашу сторону и захихикали: «Ой, какая красавица к нам пришла! Вы только посмотрите!» Мне в голову пришла только одна мысль: где бы поблизости взять автомат и расстрелять их?..

Обижаем словами и поступками

 В 8-м классе я считала себя вполне взрослой и самостоятельной девушкой. Однажды мы засиделись с папой над геометрией, которую мой мозг напрочь отказывался понимать. И тогда папа в сердцах шлёпнул меня... по попе! Было не столько больно, сколько невероятно обидно! Я долго с ним не разговаривала. А он не мог понять, что уж так сильно меня задело…

 

Кричим и выходим из себя

 Помню в роддоме моя соседка, измученная хныканьем своего малыша, схватила его и начала трясти и орать: «Какого чёрта тебе ещё надо?» Никогда не забуду огромные, синие, полные ужаса глаза малыша, который не понимал, что происходит. Кажется, ей самой потом было очень стыдно…

Игнорируем!

 И, поверьте, это самое страшное. Японский учёный продемонстрировал всему миру опыт с растениями. Три одинаковых зернышка были посажены в три баночки. Каждое утро, проходя мимо первой банки, учёный здоровался с росточком и говорил ему ласковые слова. Перед второй банкой он кричал и обзывал растение обидными словами. Третий росток он просто игнорировал: не глядя, проходил мимо. Нетрудно догадаться, что произошло с ростками через месяц. Первый колосился сочным зелёным цветом во всю ширину подоконника. Второй совершенно высох. А третий – загнил! Дети тоже подобны зелёным росткам: родители с годами пожинают лишь то, что взрастили сами!

А теперь отведите взгляд от монитора и представьте вашего малыша. Вот он сжимает пухлые кулачки, смешно морщит нос и улыбается во всю ширину своего беззубого рта. И в ответ в вашей груди разворачивается что-то большое и нежное. Этот малыш любит вас безусловно: в любом настроении, с любыми подарками, просто потому, что вы – его мама или папа! И за одну эту улыбку вы отдадите всё на свете! Помните об этом как можно чаще и любите своих детей!

               Работа психолога в детском саду

        Психолог   в детском саду — это, прежде всего знающий и   глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих   закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но   так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей.      Искусство психолога заключается в том, чтобы помочь воспитателям и   родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его   собственную. А главный путь к этому — вовлечение ребенка в доступные и   интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от   возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются   опытом, знаниями и умениями взрослого.                                                                       
    Психологи в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и   психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их   эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие   способностей каждого ребенка.      Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с   другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и   персоналом детского сада.   Помочь воспитателям и призваны психологи.
     Психологическое индивидуальное   обследование ребенка в детском саду, как правило, проводится по просьбе   воспитателя или родителей, заинтересованных в понимании индивидуальных   особенностей ребенка и получении советов по работе с ним.      Предварительно психолог беседует с воспитателем, выясняет, как последний   оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в его   воспитании и обучении, собирает первоначальные сведения о семье ребенка.     
     Наблюдение за ребенком в группе — за его общением с другими детьми и   воспитателем, за выполнением заданий на занятиях, за соблюдением режима - вот   основные вопросы, которыми занимается психолог в детском коллективе.      Как работает психолог    Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что   происходит с их ребенком и c ними. Работа идет как с детьми, так и со   взрослыми по выявлению проблемы и поиску решений.      
     Психологическое консультирование детей - это особенная форма   помощи семье со стороны психолога или психотерапевта, ориентированная на   преодоление жизненных трудностей детей и их родителей.
     Задача детского психолога - создать условия, в которых Вам будет   проще и понятней увидеть себя и жизнь своей семьи со стороны, осознать, какие   установки и действия создают проблемы.       
    Цель консультирования - решить проблему, возникшую у ребенка и   (или) воспитывающего взрослого путем анализа сложившейся ситуации, нахождения   баланса во взаимоотношениях и восстановления благоприятного психологического   климата в семье.  
    
Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя,   проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и   структуре семьи. В процессе общения психолог создает условия для того, чтобы   клиент (родитель-ребенок) осознал свою проблему, понял ее причины и нашел   решение.  
    Формы работы детского психолога:   
• индивидуальная (в том числе игровая, песочная терапия, арттерапия и др.) и   групповая (детские тренинги,занятия); 
• психологическая работа в контексте семьи (совместная работа ребенка и   родителей).
      В каких направлениях работает детский психолог:    - детское индивидуальное психологическое консультирование;    - психологическая коррекция детских личностных нарушений, таких как   капризность, агрессия, замкнутость и т.д.;    - развивающие занятия как индивидуальные, так и групповые. Это занятия по   развитию памяти, мышления, внимания и т.д.;    - индивидуальная психологическая диагностика личности ребенка, уровня   психических процессов, а также уровню подготовленности к школе и   профориентация старшеклассников;    - консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей. 
    
С какими проблемами работает детский психолог:
   - это социальные ситуации: ребенок идет в детский сад или школу, развод   родителей, смерть кого-то из близких, появление нового члена семьи, случаи   сексуального или психического насилия над ребенком, серьезная болезнь ребенка   или кого-то из близких людей, переезд на новое место жительства и т.д.
 - агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия, застенчивость,   повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;    - страхи и тревожность ребенка;    - неуспеваемость и неуспешность: не хочет заниматься, не усваивает материал,   неразвитость орфографической зоркости, невнимательность, испытывает трудности   при решении математических задач, испытывает трудности в пересказывании   текста, неусидчив, плохая работа в группе при отличной работе дома, и   т.д.;    - проблемы адаптации;    - проблемы общения со сверстниками;    - патологические привычки: кусание или грызение ногтей, сосание предметов,   онанизм и т.д.;    - уровень психических процессов (память, внимание, мышление) не соответствует   возрасту ребенка;    - проблемы логопедического характера (устранение психологических   последствий);    - задержка психического развития, аутизм и др.    - беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией.

 

Педагог - психолог:
Умнова Ольга Александровна